inbio (inbio) wrote,
inbio
inbio

"Гончая" Малаховского


201309111623376246
Пассажирский паровоз серии С
Данный тип был известен с 1900 года как американский тип паровоза. Собственно, его англоязычное наименование — «Прери» ("Prairie"), то есть «прерия», преобладающего типа ландшафта на Пенсильванской железной дороге, где эти локомотивы получили наибольшее распространение. В первом десятилетии XX века этот тип пассажирского паровоза был весьма популярен в Европе, особенно в Италии ,Австрии, Сербии и Турции.
В 1909 году конструкторское бюро Сормовского завода приступило к проектированию нового пассажирского паровоза. Вновь спроектированный под руководством инженера Б. С. Малаховского и построенный в 1911 году первый пассажирский паровоз конструкции Сормовского завода типа "1-3-1", которому присвоили серию "С" (Сормовский), имел необычный вид: изящный, легкий, с заложенной в котле и машине большой мощностью. С отличной оценкой паровоз был принят к серийному производству для казенных и частных железных дорог.
B S Malakhovskiy 1900.jpg
Бронислав Сигизмундович Малаховский
Нужно сказать, что до этого Сормовский завод ни разу не разрабатывал собственные проекты паровозов — при постройке локомотивов копировались чужие схемы и образцы. Однако инженеры с энтузиазмом засели за чертёжные столы. Помимо Б. С. Малаховского, в проектировании нового паровоза также активно участвовали инженеры В. Соколов и Н. М. Ноткин.
К концу 1910 года пять новеньких паровозов типа 1-3-1 вышли из ворот Сормовского завода. Новый локомотив получил наименование «Паровоз типа 1-3-1 "Прери" Сормовского завода».
Срок службы паровозов серии С на сети железных дорог России и СССР (включая ремонты и нахождение в неэксплуатируемом парке) составил в среднем 45 лет (от 38 до 54), не считая единичных случаев. Это позволяет отнести их к «долгожителям» среди отечественных паровозов, что обусловлено главным образом вышеперечисленными достоинствами серии С.
С 1911 по 1918 год на Сормовском заводе было построено 384 паровоза этого типа. Паровоз этой же серии по сормовским чертежам строили и другие заводы.
По имеющимся на сегодня данным, до наших дней сохранился всего один экземпляр паровоза серии С. Последний сохранившийся локомотив серии С № 68 был изготовлен весной 1913 года и 23 сентября 1913 года поступил на Северо-Западные железные дороги (позднее — Октябрьская железная дорога). В 1934 году паровоз использовался в депо Ленинград-Варшавский, после 1942 года снова был переведен на Октябрьскую железную дорогу, с 1945 по 1960 год был приписан к депо Дно. В июне 1960 года его исключили из инвентаря и передали на завод железобетонных изделий в районе Хорошевского шоссе в Москве, где он использовался в качестве котельной.
В конце 1970-х паровоз был обнаружен группой любителей железнодорожной техники. В целях привлечения внимания руководства завода к уникальной машине инициативная группа, обнаружившая паровоз, решила пойти на хитрость — все номера паровоза были исправлены с С.68 на С.245. Дело в том, что локомотив С.245 вел литерный поезд № 4001, на котором 10 марта 1918 года из Петрограда в Москву переехало правительство большевиков во главе с В. И. Лениным. Это позволило получить поддержку Московского горкома КПСС и изъять паровоз у завода. Но делать локомотив полностью ходовым помешал сильный износ котла, не позволявший развивать давление выше 5 атм.
Изначально планировалось, что восстановленный паровоз, носивший теперь номер С.245, будет установлен в качестве памятника на Ленинградском вокзале города Москвы в отдельном, построенном специально для паровоза павильоне. Однако по ряду причин дальше проекта дело не пошло.
Сегодня паровоз С.68 (прежний номер возвращен) можно увидеть в Санкт-Петербургском железнодорожном музее (бывший Варшавский вокзал Санкт-Петербурга).
File:Steam locomotive S overview.jpg
Общий вид паровоза серии С, музей железнодорожной техники, г. Санкт-Петербург
В истории отечественного дореволюционного паровозостроения пассажирские локомотивы серии С завоевали репутацию быстроходных и экономичных. В 1913 году один из первых таких паровозов с составом из 9 четырехосных вагонов прошел 650 км от Петербурга до Москвы за 7 час. 59 мин., находясь в движении 7 час. 30 мин. Несмотря на поднявшуюся метель, поезд временами развивал скорость 125 км/ч.
О другом известном паровозе " СУ 251-32" можно прочитать в этом посте.
Список литературы в фондах сормовских библиотек:
1. Теличко, В. П. Возникновение паровоза и железных дорог / В. П. Теличко. - 2-е изд., доп. - Киев : АН УССР, 1937. - 95 с.
2. Карташев, Н. И. История развития конструкции паровоза / Н. И. Карташев. - 2-е изд., доп. - Москва : ОНТИ-НКТП СССР-гл. ред. машиностроит. и автотракторной лит., 1937. - 256 с.
3. Раков, В. А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955) / В. А. Раков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Транспорт, 1995. - 563 с.
4. Сто лет сормовскому паровозу // Красный Сормович. - 1998. - 20 авг.
5. Подрепный, Е. Стальные кони для российских дорог / Е. Подрепный // Красный Сормович. - 1997. - 25 февр.
6. "Красное Сормово": Завод и люди / [авт.-сост. Г. А. Илескин, Ю. К. Меньщиков, А. А. Постнов ; под ред. Т. В. Корягина и др.]. - Н.Новгород : Кварц, 2006. - 696 с.

3. Литерный 4001, правительственный.
4. Зелёная молния. Так современники называли паровоз Бронислава Малаховского.
5. "Гончая" Малаховского.

Tags: Завод "Красное Сормово", История Сормова, Сормовские паровозы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments