inbio (inbio) wrote,
inbio
inbio

Category:

Летающий "Сормович"

Друзья!
Пятьдесят лет назад, в ноябре 1968 года, на заводе «Красное Сормово» произошло важное событие: было сдано в опытную эксплуатацию первое в СССР скоростное пассажирское речное судно на воздушной подушке для магистральных рек. Это судно носило название «Сормович». Воздушная подушка позволяла судну отрываться от воды и выходить на пологий берег, поэтому тип судна назывался «амфибия».


А начиналось все так… В 1962 году главный конструктор завода Альберт Абрамович Животовский организовал инициативную группу конструкторов по проектированию судна на воздушной подушке. Главным конструктором проектов судов на воздушной подушке Животовский назначил Валерия Романовича Шенберга, В проектную группу вошли Борис Балин, Юрий Ерёмин, Лев Барышев, Александр Селифонов, Валентин Колдаев, Алла Балина, Геннадий Долгов, Александр Запорожцев.


Разработка настолько увлекла инженеров, что они посвящали ей даже нерабочее время. Вообще, работы по созданию транспортных средств на воздушной подушке в 1960-х годах в Советском Союзе и за рубежом велись довольно широко. Этот тип судов открывал новые перспективы развития водного транспорта. Основными преимуществами судов на воздушной подушке являются скорость и навигационный период, который неограничен. Такие суда могут ходить и в летнее, и в зимнее времена года. Их недостатком является большой расход топлива, связанный с необходимостью мощных двигателей для нагнетания воздушной подушки.
В 1964 году перед сотрудниками ОКБ «Красное Сормово» была поставлена задача создать судно, которое сможет перевозить пассажиров с высокой скоростью. У сормовских специалистов уже имелся опыт по созданию судов на подводных крыльях и воздушных подушках. Так, в 1957 году был выпущен катер на воздушной подушке «Радуга». Некоторые решения, использованные в «Радуге», были применены и в «Сормовиче».
Разработчики проекта полагали, что «Сормович» будет перевозить пассажиров по главным рекам страны, в том числе по Волге. Планировалось, что судно сможет преодолевать мелководные участки, перепрыгивать через песчаные косы и плавно выходить на берег для высадки пассажиров.
Судно «Сормович» было построено в 1965 году. До 1968 года шли заводские испытания, по результатам которых для увеличения мореходности подушку судна оборудовали гибким ограждением (юбкой).


Вспоминали, что первую юбку изготовили на заводе, но она быстро пришла в негодность. В дальнейшем вторую “юбку” для судна по спецзаказу изготовил знаменитый Ярославский шинный завод. После успешных испытаний, “Сормович” сдали в опытную эксплуатацию для пассажирских перевозок.


Судно можно было эксплуатировать на длинных маршрутах: дальность его плавания достигала 600 км. Во время испытаний «Сормович» развивал скорость до 120 км/ч, что было почти в два раза быстрее скорости «Метеора»! Оно легко преодолевало мелководье и выходило на отлогий берег. До этого по Волге с такой скоростью не плавали. Перспективы открывались небывалые: в отличие от обычных судов, плавание которых с наступлением зимы прекращалось, судно на воздушной подушке могло эксплуатироваться круглый год. Оказалось, что при движении надо льдом скорость «Сормовича» даже возрастает. Однако, в зимнее время «Сормович» так и не был использован, хотя были проведены его успешные испытания зимой недалеко от Телячьего острова в Кстовском районе. Возможно, это было связано с отсутствующей инфраструктурой речного флота для зимней навигации на Волге.


«Сормович» вмещал до 50 пассажиров. Длина «Сормовича» составляла 29 м, ширина — 11 м, а высота — 8 м. В нем были предусмотрены удобные кресла, такие же, как в самолете, но расстояние между рядами было довольно большим, можно было полностью вытянуть ноги.
По рассказам очевидцев, внешне «Сормович» напоминал приплюснутую лягушку, которой какой-то умник приспособил сзади по бортам два вентилятора… Интересное зрелище представляло собой так называемое «умывание» пристани, когда "Сормович", отходя от пристани, на пару метров давал полный газ и при этом разворачивался на месте. Тогда на большую высоту вставала стена воды, а вентиляторы гнали ее на пристань.
Судно курсировало на линии Горький — Чебоксары, протяженность которой составляла 274 км. Расстояние от Горького до Васильсурска «Сормович» преодолевал менее чем за 2 часа. А все путешествие от Горького до Чебоксар занимало 3 часа 45 минут. Причем, путь «Сормовича» проходил не только по глубоководному фарватеру, но и по несудоходным воложкам (небольшие ответвления, рукава, образуемые течением реки) и песчаным косам. Но, к сожалению, несмотря на возлагавшиеся на него большие ожидания, «Сормович» эксплуатировался на этой линии в течение всего двух лет — с 1971 по 1972 год. Однако за это время он успел перевести более 6 тыс. пассажиров. Основная причина, по которой отказались от использования «Сормовича», заключалась не в большом расходе топлива, а в технических недоработках судна. Его вывели из эксплуатации после сравнительно небольшого периода, в 1974 году.
И все же «Сормович» стал яркой, незабываемой страницей в истории сормовского судостроения. Кстати, о создании судна «Сормович» рассказано в художествен¬ном фильме Леонида Аграно¬вича «У нас на заводе».

Список литературы:

1. Апресов, С. Семь футов под юбкой [Текст] / Сергей Апресов ; фото Руслана Гусейнова // Популярная механика / Popular Mechanics. - 2012. - № 3 (113). - С. 52-58. - ил., 9 фот.
2. Бегущие над волнами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st029.shtml (26.11.2018).
3. Злобин, Г. П. Суда на подводных крыльях и воздушной подушке [Текст] : справ. пособие / Г. П. Злобин, С. П. Смигельский. - Ленинград : Судостроение, 1976. - 261, [2] с. : ил.
4. Лисицын, В. Летающий "Сормович" : [пассажирское судно на воздушной подушке] [Текст] / В. Лисицын // Красный Сормович : [архив]. - 1999. - 29 июня (№ 70).
5. Макливи, Р. Суда на подводных крыльях и воздушной подушке [Текст] = Hovercraft and Hydrofoils / Р. Макливи ; пер. с англ. Н. И. Слижевского. - Ленинград : Судостроение, 1981. - 207 с. : ил.
6. Основы теории судов на воздушной подушке [Текст] . - Ленинград : Судостроение, 1970. - 453 с.
7. Панов, А. Ю. Корабли и суда на подводных крыльях. Пассажирские теплоходы и газотурбоходы ЦКБ по судам на подводных крыльях [Текст] : монография / А. Ю. Панов. - Нижний Новгород : [б. и.], 2015. - 479 с.
8. «Сормович» : "The Sormovich" 1971/72 [Электронный ресурс] : [видео]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=37&v=QM2eMOg2y8w (26.11.2018).
9. СВП "Сормович" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doroshenko-us.livejournal.com/8186.html (26.11.2018).
10. Суда и судоходство будущего [Текст] = Schiffe und Schiffahrt von morgen : [книга-альбом] / [Р. Шенкнехт [и др.] ; науч. ред. С. И. Логачев] ; пер. с нем. Ю. А. Пленкина. - Ленинград : Судостроение, 1981. - 206, [2] с. : ил.
11. Фандюшин, А. Судно на подушке [Текст] / А. Фандюшин
// Моделист-конструктор. - 2013. - № 7. - С. 17. - фот.
12. Хаймович, М. Г. Летящие над волнами. И не только... [Текст] : воспоминания / М. Г. Хаймович // Красный Сормович. - 2012. - 26 окт.-1 нояб. (№ 42). - С.10.
Tags: Сормовские изобретатели, Сормовские конструкторы, Сормовские судостроители, Судостроение Сормова
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments